Возрождение (Ренессанс)

Появление Ренессанса (Возрождения):

Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами.

Можно выделить три основных периода:
1.Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
2.Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
3.Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

Характеристика архитектурного стиля Ренессанс:

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.
Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом.

Мастера Ренессанса (Возрождения):

 Филиппо Брунеллески,  Донато Браманте,  Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Якопо Татти Сансовино и другие.

Примеры:

Часовня Темпьетто, арх.Д.Браманте,Монастырь Сан-Пьетро ин Монтеррио,Рим, Италия, 1502г.

Церковь Святого Августина, Рим, Италия.

Фасад церкви Сант-Андреа в Мантуе, Италия, арх.Альберти Леон Баттиста, 1472–1494.

Фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, Италия, арх.Леон Баттиста Альберти, 1470 г.

Собор Святого Иакова, Шибеник, Хорватия, 1431-1536 гг.

Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция, Италия, 1296-1436.

Капелла Пацци, Флоренция, Италия, арх. Брунеллески, 1430 г.

Воспитательный дом во Флоренции, Италия, арх.Брунеллески, 1419 г.